Региональная общественная организация
Душепопечительский центр реабилитации
граждан в честь святого праведного
Иоанна Кронштадтского Приморского края
г. Владивосток, Океанский проспект, 44
Тел.: 8 (914) 323 50 59

Банер

19-06-2015 Hits:997 Банер Super User - avatar Super User

Банер

КАЖДЫЙ ВТОРНИК В 17.00 В ПОКРОВСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ ПРОХОДИТ МОЛЕБЕН О НАРКО- И АЛКОГОЛЕЗАВИСИМЫХПриглашаются родственники на соборную молитву

Наши особенности

Бесплатная реабилитация

Сотрудничество только с государственными наркологическими учреждениями

Работа с родственниками

3 подворья для стационарной реабилитации в крае

Постоянное повышение квалификации сотрудников

Поддержание связи с выпускниками после курса реабилитации

Помощь в последующем трудоустройстве

активная прсветительская деятельность по проблеме алкоголизма и наркомании

26 июля 2018 г.

Богословие зависимости. Путь к симфонии

Е.Рыдалевская, врач-нарколог, исполнительный директор Благотворительного фонда «Диакония», С.-Петербург

Человек не любит себя в этой жизни. Он любит, а точнее, думает, что любит свои страсти и, потому не имеет внятного представления о себе самом. Главное противоречие человеческого бытия — одно: «Бог сотворил человека правым, а люди пусти- лись во многие помыслы» (Еккл. 7:29). Страсть же — это не только влечение, но и страда- ние, которое в случае химической зависимости прояв- ляется физической и душевной болью и не может быть излечено медикаментозно или путем хирургического вмешательства. Наркомания или алкоголизм приводят к макси- мальному расстройству всех сил души человека: ум- ной, чувственной и вожделевательной. Наиболее точ- ное определение состояния зависимых от алкоголя и наркотиков находим у св. ап. Павла: «…помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью» (Еф.4: 18-19). Удивительно, что это описание во многом совпада- ет с определением шести признаков аддикции, опи- санных проф. Менделевичем В. Д. в ХХ веке [1]:  продолжение употребления, несмотря на вредные последствия;  потребность в приеме вещества или возбуждении определенной активности (в случае игромании);  нарушение способности контролировать поступки;  состояние отмены;  признаки толерантности;  прогрессирующее забвение альтернативных инте- ресов.

god

становимся более подробно на рассмотрении этих признаков, поскольку, чтобы воздействовать на прояв- ления и причины заболевания, нужно понимать, с чем мы имеем дело. Что означает «помрачены в разуме»? Разумная сила души называется у святых отцов «естественным» разумом, а после грехопадения — «плотским» разумом. Он служит цели приспособления к окружающему миру. Он анализирует, рассуждает, мыслит, вступает в диалог, создает понятия и пред- ставления, но его суждения, в основном, ограничены чувственным миром. Поскольку чувственный мир зависимого человека тесно связан с жаждой переживания «химической ра- дости» или снятием тягостных переживаний и дис- комфорта, вызванных синдромом отмены, то и разум в такой ситуации будет обслуживать эти потребности, прибегая к самым изощренным формам лжи и манипу- ляции до полной потери здравого смысла. В Священ- ном Писании мы находим подтверждение тому, что здравый рассудок можно потерять: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла» (Втор. 32:28). Человек может настолько извратить свой рас- судок, что может именоваться безрассудным (Лев.5:4; 1 Пар.21:8; Пс.106:17; Мф.7:26 и др.) или сделать свой рассудок лукавым: «Виноградари, увидев его, рассуж- дали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше» (Лк.20:14; Мф.21:25–27). 

Согласно учению св. Дионисия Ареопагита о сверхчувственном мире, рассудок догадывается или получает ведение от ума: «Разум делает заключения об умосозерцаемых вещах, но не сам по себе, а связав- шись с умом (νοῦς)» [2]. В случае зависимости, есть предположение, что че- ловек оказывается пленником духа злобы поднебес- ной, и потому рассудок помрачается демоническим образом, максимально отдаляя его от понимания воли Божией. Священник Сергий Гончаров так размышляет об этом: «Не только страсть к наркотикам, но и любая другая противоестественная страсть есть в мистиче- ском смысле духовный блуд с падшими духами… Лишь некоторая интуиция подсказывает, что наркома- ния — это особый вид блуда, особый вид контакта с бесами…». Избавиться же от ошибочности в рассуж- дениях человек может лишь тогда, когда имеет внут- реннее единение с неповрежденным источником Ис- тины — Христом. В случае развития зависимости до стадии болезни (а сегодня медицинская наука считает, что не любое злоупотребление психоактивными веществами (ПАВ) есть болезнь) айсберг трехсоставной человеческой ду- ши переворачивается, и вверху оказывается вожделе- вательная часть души человека, ее потребность в ПАВ становится фактором, определяющим поведение чело- века; душа, страдая от чувства стыда и вины, все же вместе с разумом подчиняется своей страсти в обслу- живании этой потребности. Зависимый человек может совершать безумные поступки, поскольку для него существует только одна приемлемая логика — логика потребления ПАВ прежде всякого другого действия: «...отчуждены от жизни Божией, по причине их неве- жества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до бес- чувствия, предались распутству так, что делают вся- кую нечистоту с ненасытимостью» (Еф.4:18-19).

Отчужденность от Бога в практической жизни при- водит к совершению греха, нарушению заповедей Бо- жиих без раскаяния и без ясного понимания, что есть добро и что есть зло. Человек в нравственном и духов- ном отношении опускается до первобытного состоя- ния, его логика становится пещерной, как в известной притче: миссионер, приехавший к папуасам, спросил у них, знают ли они что такое добро, а что такое зло. Папуасы ответили ему, что когда соседнее племя на- падает, уводит жен и скот — это зло, а когда сами они нападают на соседей и забирают их имущество — это добро». В процессе злоупотребления ПАВ болезнь превра- щает человека в такого папуаса, поэтому если зависи- мый украл, и его не догнали, он чувствует себя ловким и удачливым молодцом. Чувствует азарт и удовлетво- рение, поскольку напряжение, связанное с абстинен- цией, разряжается, наконец, в употреблении. Если кто- то в квартире зависимых умер от передозировки, его выносят на лестницу и продолжают употребление. Если деньги на ПАВ добыты любым самым бесчест- ным путем — грабежом, убийством, насилием, то пе- реживания обычного человека, муки совести, были бы запредельными, если бы не наступившее «...ожесточение сердца…», которое психологи назовут психологической защитой. Зависимость называют бо- лезнью «замороженных чувств», поскольку человек не может жить, испытывая запредельную боль. Он дол- жен найти способ спрятаться от нее. «[Адам,] где ты?... Я наг, и скрылся» (Быт.3: 9–10). Соответственно, при- дя в «бесчувствие», человек утрачивает способность к различению чувств, а следовательно, и к управлению ими. Он не в состоянии ни назвать их, ни соответст- венно осознать свои переживания. А значит, утрачива- ет адекватный контакт и с самим собой, и с окружаю- щим миром. Ибо только с помощью чувств мы можем вступать с окружающими в отношения любви, когда привязанность рождается именно из совместного раз- деления переживания, а не из простого пространствен- ного соседства или совместных действий. Поскольку «… любить — значит слушать другого, ставить себя на его место, понимать его, интересоваться им. Любить — значит отвечать на его зов и на его самые глубокие потребности. Это значит сопереживать ему, страдать вместе с ним, плакать, когда плачет он, радоваться, когда радуется он. Любить — значит также быть сча- стливыми, когда он рядом, грустными, когда его нет; это значит взаимопроникать друг в друга, обретая прибежище друг в друге. «Любовь представляет собой силу объединяющую», — говорит Дионисий Ареопа- гит» [3]. В случае зависимости сердце совершает шаг от любви к максимальному, запредельному патологиче- скому эгоизму, переживаемому как предельное одино- чество, когда оно слышит только свою потребность. А потребность эта заключается в увеличивающейся дозе вещества в связи с тем, что меняется биохимизм тела, меняется толерантность (переносимость вещества), формируется феномен тяги. Отсюда и упомянутая апо- столом «ненасытимость». Сама перевернутость иерархичной пирамиды чело- веческой души, где и ум и душа подчинены вожделе- вательной природе и повредились в этом положении, что в емком и метком русском языке именуется «рас-с- троенн-остью», приводит к тому, что главная цель че- ловеческой жизни — достижение единства всех сил души, которые организованы вокруг личности, как образа Божия — становится недостижима. Только на этом пути собирания к подлинному «Я» человек может ощущать внутреннее единство, гармонию и цельность. «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20– 21).

Здесь важно упомянуть о том, что святые отцы раз- личали у человека природу и личность (ипостась). «… как и в догмате Троичности, суть заключается в разли- чении природы и ипостаси. Но в Троице — одна при- рода в трех Ипостасях, во Христе — две различные природы в одной Ипостаси. Ипостась заключает в себе и ту, и другую природу: Она остается одной, становясь другой: « Cлово стало плотью»…» [4]. По мнению В. Лосского «Личность, не должна оп- ределяться своей природой, но сама может определять природу, уподобляя ее своему Божественному Перво- образу» [4]. Помощь наркозависимым Информационный бюллетень КС  Май 2018 7 В случае развития зависимости как болезни, проис- ходит обратный процесс. Зависимые теряют свою лич- ностную идентичность и становятся похожими друг на друга. Особенно это сходство заметно по специфике вещества, которое становится предметом выбора. Опийные наркоманы отличаются от злоупотребляю- щих психостимуляторами, алкоголики от «солевых». Портрет человека тускнеет и теряется под специфиче- ской маской болезни. Из чего можно сделать вывод, что зависимый, теряя собственную личность, в своих поступках максимально определен природой, повреж- денной заболеванием.

А поскольку природа (в том числе биохимические изменения в организме, пове- денческие стереотипы, психологические проблемы, неврологические повреждения) у зависимых от схоже- го вида вещества повреждается сходным образом, то они становятся похожи друг на друга сообразно с теми изменениями, которые происходят в их поврежденной болезнью природе, то есть в психологических измене- ниях, социальных проблемах, и прочих расстройствах, сопутствующих заболеванию. Врачи так и говорят: «HABITUS» или внешний вид человека, который по- мимо телосложения складывается из осанки, цвета кожи, особенностей выражения лица, взгляда, харак- теризующих душевное состояние обследуемого, по которым можно судить о состоянии здоровья человека, об имеющемся у него заболевании. Однако было бы ошибкой утверждать, что лично- сти уже как бы и не существует. «Как существо лично- стное, человек может принять или отвергнуть волю Божию. Он остается личностью даже тогда, когда да- леко уходит от Бога, когда становится по своей приро- де Ему неподобным: это означает, что образ Божий неразрушим в человеке. Однако поскольку личность неотделима от существующей в ней природы, по- стольку всякое природное несовершенство, всякое ее «неподобие» ограничивает личность, затемняет «Образ Божий»… Познавая и желая по своей несовершенной природе, личность практически слепа и бессильна; она больше не умеет выбирать и слишком часто уступает побуждениям природы, ставшей рабом греха» [5]. Соответственно, чтобы помочь зависимому, нужно определить последовательность действий, при которой возможно прояснение «Образа Божия».

Собственно путь созидания должен быть ступенчатым, чтобы шаг за шагом вернуть человеку его утраченное достоинст- во. Первым шагом к исцелению, понимаемому как восстановление «Образа Божия» в человеке, будет по- мещение человека, при его на то согласии, в безопас- ное пространство, где не будет насилия и доступа к веществу, от которого сформировалась зависимость. Главным фактором, без которого немыслимо все остальное, будет создание терапевтической среды. Ее отличительные свойства:  уважительные, теплые, принимающие межлично- стные отношения (наподобие семейных);  чувство принадлежности к терапевтической об- щине и осознание того факта, что люди здесь вме- сте стремятся к одной цели. В терапевтической среде обязательно присутствует внимание к другому, мало помалу становящееся во- влечённостью в его судьбу, признание связи с другими членами общины. «Любить — значит слушать другого, ставить себя на его место (а события из жизни разных зависимых людей имеют много схожего), понимать его, интересоваться им» [3]. Поэтому одним из инст- рументов будет «малая группа» как пространство слу- шания и любви, где обратная связь организована так, чтобы каждый почувствовал это. Помогать — это зна- чит участвовать в жизни другого, участвовать в его эмоциональном опыте. У каждого человека, ставшего воспитанником в терапевтической общине, есть по- требность в привязанности как способе выйти из одиночества. Привязанность — ощущение психологи- ческой связи между людьми. Она основана на пережи- том и — что очень важно — разделенном совместном эмоциональном опыте. Одна из важнейших наших эмоциональных потребностей — это потребность уви- деть свое отражение в другом, почувствовать, что дру- гой человек реагирует на нас, распознает и разделяет наши переживания. В книге Виктора Франкла «Человек в поисках смысла» есть размышления о том, что нужно делать человеку, оказавшемуся в аду концентрацио нного ла- геря.

Собственно примерно то же необходимо делать человеку, попавшему в ад зависимости. «Что было действительно необходимо — это коренное изменение нашего отношения к жизни. Мы должны были нау- читься, и более того, учить отчаявшихся людей, что на самом деле имеет значение не то, что мы ждем от жиз- ни, а то, что жизнь ожидает от нас… Наш ответ дол- жен состоять не в разговорах и размышлениях, а в правильных поступках и правильном поведении. В конечном счете жить означает брать на себя ответст- венность за выбор правильного ответа на проблемы жизни, и выполнять задачи, которые она постоянно дает каждому человеку». Четкие границы, которые определены в реабилита- ционном центре для зависимых, помогают человеку сформировать навыки правильного поведения, которо- го ждет от него жизнь. Это уважение к другим, умение договориться без насилия и обсце нненной ле ксики, умение успевать и своевременное участие во всех про- граммных мероприятиях, ответственное выполнение порученной работы. И далее — от простого к более сложному — к умению рефлексировать, брать на себя ответственность, к формированию доверия, поиску веры и осмысленных отношений с Богом. И здесь бу- дут нужны и размышления, и разговоры, как терапев- тические мероприятия для просветления помраченного рассудка, улучшения коммуникативных навыков, по- иска новых идей, мыслей, смыслов.

Так постепенно мы можем способствовать восста- новлению расстроенной личности, исцелению повреж- денной природы, возвращению человека к своей лич- ности во всей ее уникальности, достоинстве и прису- щих ей дарах. В условиях терапевтической среды обеспечивается еще и подготовка личности к самоопределению в ос- Помощь наркозависимым 8 Май 2018  Информационный бюллетень КС новных сферах жизнедеятельности: духовной, психо- логической, трудовой, семейно-бытовой. Важно по- мочь человеку сформулировать новые ценностно- смысловые жизненные ориентиры, дать почувствовать вкус к новой жизни, свободной от психоактивных ве- ществ, насилия и одиночества. Кроме этого, развива- ются способности к самореализации, к формированию среды общения, осуществляется подготовка к само- стоятельной и ответственной деятельности в различ- ных сферах, происходит обучение организации досуга, формирование способности к саморегуляции и струк- турированию своего свободного времени.

В широком смысле, сама Церковь Христова — это изначально благодатное терапевтическое пространство для больного зависимостью от греха человечества. Поэтому ничего нового в нашем процессе реабилита- ции, кроме специализации по наиболее асоциальным проявлениям зависимости, нет. Но есть неизбежно но- вый язык определений и подробная разработка аскети- ческих действий, то есть конкретных упражнений в самодисциплине, самоограничении, рефлексии, на- правленных на внутреннее преображения и изменение, сообразных реалиям современности, которые в конеч- ном итоге приводят к полному и глубокому осмысле- нию и изменению собственной искажённой природы человека, предпринимающего эти действия. Основную информацию, умения и навыки, которые нужно получить за время реабилитационного процес- са, можно сгруппировать в три этапа: «Прийти в себя», «Прийти к Богу», «Вернуться к людям». Более под- робно с содержанием этих этапов можно познакомить- ся в авторской программе «Метанойя» на сайте Благо- творительного Фонда «Диакония» (www.diaconiafond.ru).

Литература 1. Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В. Д. Менделевича. СПб.: Речь, 2007, с. 7. 2. Михаил Пселл. De anima // PG 122, 1029. 3. Жан Ванье. Община — место прощения и празд- ника. 4. В. Лосский. Очерк мистического богословия Вос- точной Церкви. Догматическое богословие. — M., 1991. 5. Св. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. — М., 1885

 

Посмотреть на карте Владивостока